Российские депутаты подготовили законопроект, запрещающий водителям
курить в автомобилях, в том числе и в личных. А как поступают
с курильщиками в других странах? «Столь
серьезного ограничения личных прав граждан Россия не знала
со сталинских времен» — именно так большинство курильщиков относятся
к законодательной инициативе запрета курения в автомобилях.
Ведь дымящаяся за окном машины сигарета, как и сотни тысяч окурков
на обочинах, давно уже стала частью пейзажа. Возможность курить по пути
на работу или домой, не обращая внимания на других, для многих
привычка, от которой сложно отказаться. И конечно, это огромный довод
в пользу личного транспорта. Впрочем, вредную для каждого привычку Всемирная организация
здравоохранения давно занесла в разряд социально опасных. По данным
организации, каждые 6 сек. от курения табака на земле умирает один
человек. В России ежегодно умирают 340 тысяч курильщиков — в десять раз
больше, чем погибают в автокатастрофах! Хотя борьба со смертностью
в ДТП уже занесена в разряд национальных приоритетов, курить россиянам
ничто не мешало. Разве что Минздравсоцразвития робко предупреждает
с каждой пачки о последствиях для здоровья.
Но, как бы ни было сильно табачное лобби, Россия вынужденно
подтягивается к европейским нормам. Правда, происходит это черепашьими
шагами.
Европа перестала дымить
Запрет на курение в автомобилях родился в Европе. Первыми пострадали
от него шотландские и бельгийские профессиональные водители, которым
весной 2006 года законодательно запретили курить в рабочих автомобилях.
Запрет распространялся также и на дальнобойщиков, следующих через эти
страны транзитом.
И с тех пор число стран, где курение за рулем считается преступлением, растет, словно снежный ком.
Уже 1 июля 2007 года запрет на курение в «автомобилях, используемых
для работы» прописался и в Великобритании. Официальная формулировка —
необходимость оградить от пассивного курения других водителей,
не имеющих вредной привычки. Нарушителям грозил штраф от £30 до 50.
Еще несколькими месяцами позже сигарета во рту стала считаться
нарушением для любого автомобилиста Евросоюза, а курение едва
ли не официально было приравнено к отягощающему обстоятельству при ДТП.
Главный аргумент сторонников запрета: «Сигарета отвлекает
от вождения автомобиля не меньше, чем мобильный телефон»,
а разговаривать по мобильнику в Европе давно запрещено.
Одновременно с этим появились даже попытки лоббировать запрет
на установку прикуривателей и пепельниц в автомобили, произведенные
в Евросоюзе. Многие производители решили не дожидаться введения
запрета. Например, в новой Mazda3 на месте привычных прикуривателя
и пепельницы курильщик найдет лишь наклейку «No smoking!».
Курение бьет европейского курильщика по здоровью, репутации
и кошельку не только непосредственно во время курения. Призрак
табачного дыма преследует даже после расставания со вредной привычкой.
Все-таки пропаганда здорового образа жизни и дороговизна табака делают
свое дело.
При продаже «курящего» автомобиля его владелец заведомо лишается
суммы в несколько сотен евро. Более того, перенасыщенность европейского
вторичного рынка автомобилей нередко превращает продажу провонявшей
табаком машины в практически нерешаемую проблему. Даже в России фраза
в рекламном объявлении «В машине не курили» позволяет поднять цену.
И действительно, доказано, что запах табака из автомобиля, в котором
курили хотя бы раз в день, не выветривается практически никогда.
Но и это еще не все. Возможно, уже в ближайшем будущем вредная
привычка войдет в число повышающих коэффициентов при заключении
договоров страхования автомобилей и жизни водителя и пассажиров.
Терминатор объявил войну табаку
С другой стороны Атлантики известный любитель сигар
и по совместительству губернатор штата Калифорния Арнольд Шварценеггер
с 1 января 2008 года ввел запрет на курение в автомобиле, если в нем
находятся несовершеннолетние.
С введением нового запрета полицейские штата ревностно следят, чтобы
курящие взрослые не соседствовали в автомобилях с подростками,
не достигшими 18 лет. Более того, если дымящий сигаретой водитель
остановлен за другое правонарушение, а в салоне машины оказываются дети
или подростки, сумма штрафа увеличивается минимум на $100.
Впрочем, и вне салона автомобиля калифорнийским курильщикам
не расслабиться. Дымить в самом солнечном штате США запрещено
практически везде: в радиусе 10 м от детских площадок, в общественных
зданиях, барах, клубах и ресторанах, на пляжах и в парках.
А в роликах социальной рекламы в США курильщики и вовсе напрямую
ассоциируются с гомосексуалистами. «Курят только геи» — эта фраза
в видео призвана снизить популярность вредной привычки в молодежной
среде. Социологи справедливо посчитали, что вред для здоровья в будущем
мало смущает подростков, а вот ассоциация с «голубыми» будет неприятна
даже политкорректным американцам.
Тем не менее, несмотря на победу антитабачных настроений на Западе,
надежд на торжество здорового образа жизни в России немного. Курящее
интернет-сообщество уже отреагировало на первые сообщения о запрете
на вредную привычку в типично национальной манере: «Курил, курю и буду
курить!» Зная, что наказание «за дым» вряд ли превысит штраф
за разговор по мобильному телефону, веришь в это безоговорочно. В конце
концов, саму «руку карающую» без привычной сигареты в пальцах
представить пока невозможно. Договор о некурении В 2008 году Россия ратифицировала
Рамочную конвенцию Всемирной организации здравоохранения (ВОЗ)
по борьбе с употреблением табакосодержащей продукции. Законопроект,
подготовленный комитетом Госдумы по охране здоровья, направлен
на реализацию основных пунктов конвенции, которые вступают в силу
на территории России уже в 2010 году. Источник - http://www.infox.ru/auto/driver/2009/10/08/Kurit_za_rulyem_budy.phtml
|