Август порадовал российский авторынок новостью, сгенерированной аналитиками агентства «Автостат» – оказывается, автомобили в России подешевели на 19%! Вы видели такое падение? Мы – нет. А истина где-то рядом: аналитики имеют в виду долларовые цены – эти и правда «упали», но исключительно за счет подешевевшего рубля. Будем грустить и анализировать заметно подросшие с прошлого года рублевые цены на иномарки, вспоминать об инфляции и безработице? Да ну их, давайте лучше посмеемся над августовскими усилиями продавцов, которым ну никак не удается распродать неликвид по тем самым «упавшим» ценам.
Например,
у марки Saab еще остались нераспроданные машины 2007 года выпуска, но
признались в этом продавцы только сейчас. Никому оказались не нужны
Saab 9-3 Sport Sedan и кабриолет с тентованной крышей Saab 9-3
Convertible. На этот неликвид до конца сентября (ну это как водится –
объявят недолгую акцию, чтобы потом ее бесконечно продлять) дают скидки
в 280 000 и 350 000 рублей соответственно. Более того, некоторые дилеры
даже говорят, что с заинтересованными клиентами они готовы обсуждать
цену индивидуально, да еще и подарки давать – дооборудование.
Очухались, называется.
Примерно такая же ситуация и с
Кадиллаками – продавцы готовы на все, чтобы их наконец кому-то отдать.
Вот, например, Cadillac Escalade – дилеры не только скидки на него дают
(минус 450 000 рублей от зимней цены, то есть автомобиль сейчас можно
приобрести за 2 220 000 рублей), но и готовы уступить машину на
тест-драйв на целый день. Кататься на Escalade без сопровождения
менеджера с утра до вечера может любой москвич (смотрят прописку), чей
водительский стаж перевалил отметку в 10 лет. Главное, конечно, потом
не купить сдуру то, на чем уже вся Москва до вас откаталась в режиме
«тапка в пол».
Отличилась в августе и компания Volvo. Похоже,
шведы обиделись на своего партнера, фирму Ford, за то, что Ford Focus,
согласно исследованию агентства «Автостат», оказался самой популярным
новым автомобилем в Москве. И задетые за живое креативщики Volvo,
недолго думая, запустили не слишком вежливую акцию под названием «Атака
клонов: никаких Фокусов!».
С Фокусами шведы решили повоевать,
снизив цену на его одноплатформенника – седан Volvo S40. Теперь этот
автомобиль с двигателем 1,8 и МКПП в комплектации Optima стоит 699 900
руб. Focus в близкой комплектации, и правда, будет стоить примерно
столько же. Впрочем, количество уцененных «клонов», само собой,
ограничено.
А французы из Peugeot в конце лета стали жертвами
мошенников, которые обещали доверчивым гражданам выигрыш в виде нового
автомобиля. Импортеру даже пришлось разместить на официальном сайте
информацию о том, что никаких розыгрышей компания не проводит – вот
кто-то расстроился! Скидки же у фирмы есть: чуть дешевле указанной в
прайс-листах цены можно приобрести модели 107, 206, 207, 308, 4007 и
Partner – как старый, так и обновленный. Впрочем, распродажу солидной
не назовешь – официально скидки от 30 000 до 90 000 руб. даются на
ограниченную партию машин 2009 года выпуска. А эти автомобили, как это
у нас принято, найти у дилеров не так-то просто.
Пожалуй,
больше ничего смешного рынок в августе не придумал. До конца сентября
без всяких шуток продолжатся акции у компаний Mazda (тут к прежним
скидкам на Mazda6, CX-7, CX-9 и BT-50 добавилось спецпредложение на
Mazda3 в старом кузове – ее продают по цене от 544 000 рублей, при том
что новая модель уже есть в салонах по 637 000 руб), Ford (скидки на
новую Fiesta, Fusion, Focus, Focus ST, Kuga, Mondeo, которые, впрочем,
не компенсируют сильного роста цен на Форды в первой половине года),
Nissan.
Последняя фирма продолжает летнюю распродажу (скидки
от 30 000 руб. на модели Micra, Tiida, Qashqai, Murano, Patrol, Navara
2009 года выпуска), но добавила к ней новую акцию – снижена цена на
Nissan Teana российской сборки. Начиная с середины августа автомобиль
родом из-под Санкт-Петербурга стоит на 8% дешевле «родного» японского
аппарата. Минимальная цена на российский Nissan Teana теперь начинается
с 892 000 рублей – столько нужно отдать за машину с двигателем 2,5
литра мощностью 182 л.с.
В прошедшем месяце наконец-то в
борьбу за клиента включилась Toyota. Эта фирма с самого начала года не
предлагала никаких скидок. Более того, именно Toyota первой в России
перевела цены в доллары, сославшись на кризис – из-за индексации
автомобили марки подорожали еще в декабре 2008 года сразу на 11%. Так
вот: теперь, отдохнув хорошенько летом, маркетологи компании наконец
сообразили, что пора что-то менять и поворачиваться к клиенту
чем-нибудь привлекательным.
И вот поэтому с 1 сентября Toyota
предлагает россиянам покупать автомобили Avensis 2009 года выпуска
(речь о машине в новом кузове) по специальным ценам. Начинаются они от
760 000 рублей. А машина в средней комплектации с АКПП в сентябре будет
стоить 883 279 руб. Немало, но куда дешевле прежних 999 500. Правда,
такой Avensis можно отхватить только за наличные. А любителям жить в
кредит Toyota Bank предлагает купить машину под 6,5% годовых, но от
старой цены. Расплачиваться с долгом придется минимум 36 месяцев, а
погасить кредит без комиссии получится только через полгода.
Другое
действующее спецпредложение от компании Toyota: Corolla 2008 года
выпуска можно приобрести в кредит с ежемесячным платежом 2727 рублей в
месяц. Именно столько будет платить банку хозяин самой простенькой
Короллы (ее цена 533 000 руб) в течение пяти лет, правда, при
50-процентном первоначальном взносе. Эта программа действует с первого
августа и ей можно будет воспользоваться до тех пор, пока в наличие
будут завалявшиеся прошлогодние авто.
Аттракцион невиданной
щедрости по-прежнему демонстрирует концерн General Motors. Тем, кто
следит за предложениями на покупку новых автомобилей, уже наверняка
приелась информация о скидках на машины марки Opel – а эти скидки все
продолжаются. Модельный ряд 2008 года распродается весь. А из
свеженького по дешевке можно купить Opel Corsa (скидка 30 000 руб),
Astra (минус 50 000 руб. от стандартного прайса) и Antara (дешевле на
100 000 руб). Вся эта красота продлится еще месяц. Поднимутся ли цены
потом, или после 30 сентября распродажу уже в четвертый раз продлят, –
неизвестно, такую информацию дилеры нынче берегут не хуже гостайны.
Ведь клиент, напуганный скорым окончанием скидок, понесет денежки в
кассу охотнее того, кто уже сообразил: у GM скидки перманентны.
Бренд
Chevrolet к осени тоже расщедрился. Раньше скидки давали только на
дешевые модели, а теперь распродажа коснулась и машин подороже. В итоге
до 30 сентября переписан прайс-лист на модели Spark (скидка 50 000
руб), Aveo (60 000), Lanos (45 000), Lacetti (новая базовая цена 397
100 руб), Epica (скидка до 150 000 руб) и Captiva (скидка 155 000
руб). И это все на машины 2009 года!
Из старенького же у
отдельных дилеров можно найти со скидками внедорожники Chevrolet Tahoe
и Chevrolet Trailblazer 2008 года выпуска. Цена на них снижена на 150
000 руб. То есть прошлогодний Tahoe стоит 1 746 700 руб, а Trailblazer
– 1 041 000 «деревянных». Примерно столько же эти машины стоили год
назад.
Летом 2009 года в целом и в августе в частности на
российском авторынке почти не появилось новых кредитных продуктов.
Если, конечно, не считать увеличение лимита по государственному
субсидированию. А все собственные и партнерские программы импортеры
запустили еще весной, надеясь на то, что рынок автокредитования в
России оживет. Однако этого не произошло, спрос на автомобили в кредит
по-прежнему невелик и от стимуляции его производители пока отказались.
Кроме
того, лето 2009 года показало, что производители автомобилей и их
представительства в России не умеют вовремя реагировать на требования
рынка и клиента. Однообразные скидки, программы, полностью повторяющие
друг друга, уже давно не привлекают покупателя, а только его путают.
Причем зачастую клиент, со всех сторон атакованный недобросовестной
рекламой, перестает верить вообще всем объявлениям и отказывается от
покупки, даже не пытаясь вникнуть в суть специальных предложений.
А
на самом деле все эти специальные программы сводятся к тому, что
автомобили большинства марок уже полгода продаются по ценам ниже тех,
которые указаны в прайс-листах. И маркетологам пора бы уже понять, что
запутанный клиент – потерянный клиент. Взяли бы импортеры и просто
переписали ценники, уменьшили стоимость машин на те же 30-50-90 тысяч
рублей без оговорок типа «спешите, наша акция закончится через год».
Возможно,
к Новому году продавцы наконец сообразят это сделать: должно же до них,
хоть и с опозданием, дойти, что открытость и четкая ценовая политика –
это единственный на сегодня эффективный способ привлечь покупателя и
остановить падение продаж. Впрочем, аналитики все того же «Автостата»
считают, что осенью цены на новые автомобили, напротив, вырастут – мол,
сейчас у нас «праздник цен». В такой прогноз верить не хочется, тем
более, что «Автостат» предрекал подорожание машин еще полгода назад, но
тогда пессимизм оказался необоснованным. В конце концов, каким бы
жадным ни был продавец – неужели он настолько глуп, чтобы поднять цену
на то, что и так не покупается?