Руководители нескольких страховых компаний рассказали РБК daily о
том, как начальник контрольно-аналитического управления Российского
союза страховщиков (РСА) Дмитрий Поздняков принуждал их под угрозой
отзыва лицензии на ОСАГО заключать агентские договоры с посредником —
компанией «АйКьюПолис», которая впоследствии не возвращала компаниям ни
бланки, ни деньги за проданные полисы.
В РСА считают, что своими обвинениями страховщики,
которые были исключены из союза и в настоящий момент находятся на грани
банкротства, пытаются скрыть свои финансовые проблемы.
«Все
члены РСА ежемесячно сдают отчетность в союз, на основе которой
рассчитываются коэффициенты, по ним сотрудники контрольно-аналитического
управления судят, стоит ли приостановить той или иной компании отгрузку
бланков ОСАГО, и выносят свое резюме на голосование заседания правления
или дисциплинарной комиссии союза», — рассказал РБК daily бывший
сотрудник контрольно-аналитического управления РСА. По его словам,
нельзя исключать того, что зачастую у правления РСА, в которое входят
президент союза Павел Бунин и еще семь топ-менеджеров крупнейших
страховщиков, нет времени досконально разбираться с каждой проблемной
компанией. «Поэтому резюме контрольно-аналитического управления является
решающим в дальнейшей судьбе страховщиков», — отмечает бывший сотрудник
РСА. Это, по его словам, дает основания предполагать, что у Дмитрия
Позднякова есть серьезный рычаг давления на страховщиков, особенно на
компании средней величины, для которых ОСАГО является основным бизнесом.
Например, коэффициент «Отношение неурегулированных страховых
случаев к заявленным» у компании ЭСКО на протяжении всего 2010 года
существенно отличался от среднерыночных, однако отгрузки бланков из РСА в
компанию продолжались. Причем если за первые три квартала 2010 года в
компанию было отгружено 198 тыс. полисов, то только в четвертом квартале
квота повысилась до 240 тыс. полисов. В стоп-лист ЭСКО попала лишь в
конце декабря 2010 года, а 24 марта 2011 года в компании ввели процедуру
дисциплинарного оздоровления. В компании «Росстрах» была похожая
ситуация: несмотря на постоянные превышения коэффициентов по сравнению
со среднерыночными, с третьего по четвертый квартал 2010 года количество
отгружаемых в компанию полисов увеличилось вдвое, до 436 тыс. А в
стоп-лист по ОСАГО компания попала только в феврале 2011 года.
Вот
как, по версии некоторых страховщиков, происходил «поджог» страховых
компаний. «В 2009 году в компании «Скиф-Тверь» возникли финансовые
сложности, которые могли послужить для РСА основанием приостановить
отгрузку полисов ОСАГО, — рассказала РБК daily гендиректор страховщика
Анна Крешнева. — В ноябре того же года начальник
контрольно-аналитического отдела РСА Дмитрий Поздняков лично приехал в
мою страховую компанию в Тверь и предложил закрыть глаза на некоторые
финансовые сложности компании в обмен на активное сотрудничество
«Скиф-Твери» с посредником «АйКьюПолис», который «будет работать под
крышей РСА». Иначе г-н Поздняков пригрозил приостановить выдачу бланков
ОСАГО».
Обязательное страхование являлось для компании
«Скиф-Тверь» одним из основных видов бизнеса. «Поэтому в начале февраля
2010 года я подписала договор о сотрудничестве, а 18 февраля лично
привезла 3 тыс. бланков ОСАГО с печатью «Скиф-Тверь» в «АйКьюПолис», —
говорит Анна Крешнева. Однако, по ее словам, с февраля по апрель 2010
года посредник ни разу не отчитался по проданным полисам и денежным
средствам. «Три тысячи полисов просто пропали, в результате финансовое
положение компании ухудшилось, и с июля 2010 года «Скиф-Тверь» была
исключена из членов РСА», — рассказывает г-жа Крешнева. Несмотря на
ухудшение финансовой ситуации и исключение из РСА, «Скиф-Тверь» решила
вернуть бланки ОСАГО, переданные в «АйКьюПолис». Страховщик обратился с
заявлениями в МВД и УБЭБ Москвы, а также в Арбитражный суд, который 26
апреля 2011 года обязал «АйКьюПолис» вернуть СК «Скиф-Тверь» 2524 полиса
ОСАГО. Однако, по словам Анны Крешневой, «до сих пор полисы в компанию
так и не попали».
По словам бывшего гендиректора «АйКьюПолис»
Ильи Полтавского (занимал эту должность с января по апрель 2010 года),
такой итог сотрудничества страховщиков с «АйКьюПолис» был вполне
предсказуемым, поскольку этот посредник был выбран г-ном Поздняковым не
случайно. «Мне точно известно о связи г-на Позднякова с учредителем
«АйКьюПолис» Олесей Савиной. К тому же при заключении договоров с
агентами мне было поручено ссылаться на то, что во главе «АйКьюПолис»
стоит лично Дмитрий Поздняков», — подчеркнул РБК daily Илья Полтавский.
Он заявил РБК daily: «Я периодически слышал от Дмитрия Позднякова, что
«АйКьюПолис» не собирается перечислять деньги от проданных полисов таким
страховым компаниям, как ТПСО и «Скиф-Тверь», потому что у них скоро
отзовут лицензию и платить будет просто некому».
«Вызывает
недоумение тот факт, что с такими серьезными обвинениями страховая
компания «Скиф-Тверь» обратилась в газету, а не в соответствующие
органы, — заявили РБК daily в РСА. — Нам кажется странным, что страховая
компания, которая за многочисленные нарушения была исключена из РСА и
которая в настоящий момент находится на грани банкротства, пытается
решить свои финансовые проблемы подобным образом».
Конфликтная
ситуация с «АйКьюПолисом» возникла и у Русской страховой транспортной
компании (РСТК). Заключив договор 4 марта 2010 года, РСТК передала
«АйКьюПолис» 500 бланков ОСАГО. В феврале страховщик расторг договор и
потребовал у посредника срочно отчитаться за 296 бланков. Ответа не
последовало. В результате в марте 2011 года гендиректор РСТК Владимир
Марков был вынужден писать заявление в УВД Москвы с просьбой проверить
деятельность гендиректора «АйКьюПолис» Романа Иванникова, а также
направил соответствующее заявление в арбитражный суд. Источник РБК daily
в столичном ГУВД подтвердил, что по заявлению Владимира Маркова УВД по
Северному административному округу Москвы проводит доследственную
проверку. «Оперативники проверяют достоверность изложенных в заявлении
фактов. Шансы, что уголовное дело в итоге будет возбуждено, очень
велики. Оперативники уже нарыли интересный материал», — заявил источник.
Вчера телефон горячей линии «АйКьюПолис», указанный на сайте
iqpolis.ru, отвечал, что «обслуживание абонента временно
приостановлено», а по общему телефону заверили: «Компании «АйКьюПолис»
по этому номеру больше нет, и где она теперь — неизвестно». По оценке
участников рынка, деятельность «АйКьюПолис» могла нанести рынку ущерб в
несколько десятков миллионов рублей. «Истории, рассказанные
страховщиками, в очередной раз убеждают в том, что брокерские компании и
другие посредники на страховом рынке лишь инструмент, который может
использовать любой участник рынка во вред или во благо», — отметил
гендиректор Национального объединения страховых представителей Николай
Николаев.
Сергей ЛАВРЕНТЬЕВ, Иван ПЕТРОВ
РБК daily,
25 мая 2011 г.
Источник: http://www.insur-info.ru/press/65252
|