Несмотря на многочисленные изменения, спустя
шесть лет после вступления в силу закона об ОСАГО он все еще далек от
европейского уровня. Суммы компенсаций в десятки раз ниже, чем в
Европе, но и эти деньги потерпевшим не выплачивают. Порядок оформления
трудоемкий и муторный, зато компании в прибыли.
Главная
идея закона «Об обязательном страховании гражданской ответственности
владельцев транспортных средств» вполне гуманистическая. Попав в аварию
не по своей вине, водитель часто оказывался в ситуации, когда деньги на
ремонт у виновника можно выбить только с бандитами или через суд, но в
случае успешного исхода суда получать по 300 рублей в месяц с его
пенсии или зарплаты. ОСАГО же должно гарантировать, что невиновный
ничего в аварии не потеряет, сможет и машину починить, и вылечиться, и
родственники получат компенсацию в случае гибели.
Первый
вариант закона был разработан в МАДИ еще в начале 90-х. В 2003 году
была принята 12-я редакция закона, которая, по словам старожилов
дорожного института, даже отдаленно не напоминала исходник. Закон об
ОСАГО принимался скорее для того, чтобы приблизить российское
законодательство к европейским стандартам, где действует «Зеленая
карта».
К двухтысячным в стране уже была довольно
распространена добровольная страховка ответственности. Стоимость ее в
среднем колебалась от 1500 до 2000 рублей. Сумма компенсации составляла
$10 000, причем, доплатив 300 рублей, ее можно было расширить до $20
000.
Закон об ОСАГО, вступивший в силу в 2003 году, сначала на
добровольной основе, а спустя год на обязательной, правила страхования
сильно усложнил. Во-первых, с массовым применением страховка
подорожала. При базовой ставке в 1980 рублей сложная система повышающих
коэффициентов могла увеличить стоимость на 70%. В то же время сумма
выплат резко снизилась. Те же $10 000 поделили на несколько частей. 240
000 рублей можно было потратить только на возмещение вреда здоровью,
причем, если потерпевших было несколько, сумма делилась на всех. 120
000 – на ремонт машины. На погребение погибших – не более 25 000
рублей. В дальнейшем сумма выплат была пересмотрена: на лечение
выделили по 160 000 на каждого потерпевшего. В это же время в Европе за
40 евро потерпевший может рассчитывать на возмещение как по здоровью,
так и по разбитой машине на сумму от 50 000 евро до 1 000 000 евро, в
зависимости от страны.
У нас же, вместо того чтобы защищать права потерпевших, закон, скорее, усложнял их жизнь.
Чтобы
получить выплату, в трехдневный срок стало нужно получить справку об
аварии и собрать толстый пакет документов, отстоять очередь, узнать,
что в протоколе допущена ошибка, вернуться в группу разбора, а иногда и
не один раз, ― и в конечном счете получить сумму меньшую, чем реальная
стоимость ремонта.
Не договорившись о единых методиках
исчисления ущерба (они не приняты в стране и сейчас), страховщики стали
считать по минимуму. Например, нормочас ― по 300 рублей, а запчасти ―
по цене неоригинальных. При этом выплаты начислялись с учетом износа
деталей. То есть деньги выплачиваются. По цене деталей на момент аварии
― не на новые детали, а на подержанные. И несмотря на то, что
правительство с 2005 году обещало отменить эту противоречащую основному
принципу закону норму, в 2010 году Госдума этот порядок подтвердила,
оговорившись, что нельзя считать деталь изношенной более чем на 80%.
Вообще
в документе было допущено множество двусмысленных допущений,
позволяющих страховщикам в разы занижать выплаты. Например, ДТП на
внутренней территории ― будь то парковка возле магазина или возле офиса
― не подпадала под действие страховки. Также не была предусмотрена
ответственность за затягивание выплат, и по первому времени потерпевшие
ждали денег месяцами. При расторжении договора, например в связи с
продажей машины, страховщики удерживали 23% от стоимости ОСАГО, не
говоря уже о принятой правительством системе поощрения и наказания
водителей ― так называемом бонус-малус. По нему в случае аварии
страховка для виновника дорожает почти вдвое, а за год безаварийной
езды дешевеет всего на 5%.
В итоге за первый год действия
закона он принес страховщикам 90% прибыли, за второй с учетом
отчислений в компенсационный фонд и выплат по затянутым делам с 2003
года от собранной суммы у страховщиков осталось 39%. В 2010 году ― 56%
от собранных средств. При том что в законе прописано: на компенсации по
ДТП страховщики должны выплачивать 77% от собранных средств. И в этом
году базовые тарифы по ОСАГО, скорее всего, будут завышены. В отличие
от суммы компенсаций.
Мария ЦЫБУЛЬСКАЯ
Газета.Ru,
1 февраля 2010 г.
|