Как выяснил портал "Страхование" совместно с порталом юридических новостей "Право.Ру"
не только простые граждане, но и предприятия и организации, чаще всего
судятся со страховыми компаниями из-за выплат по страхованию автокаско.
Совместное исследование порталов посвящено анализу судебной практики
2010 г по спорам страховых компаний с клиентами – юридическими лицами и
индивидуальными предпринимателями. В исследовании изучены материалы
вынесенных решений из системы баз данных Арбитражных судов РФ, однако
сознательно исключены дела по суброгации. Отдельно стоит отметить, что в
общей массе дел, которые приходится рассматривать арбитражным судам
страны, дела о суброгации составляют 99 проц от общего числа.
Всего были изучены материалы о 18-ти крупнейших страховых компаний
страны по объему собранной страховой премии за 2010 г. В расчет брались
все дела, решения по которым были вынесены арбитражными судами страны в
любой инстанции. Данные по СГ "МСК" и "Спасским воротам" даны раздельно,
поскольку в 2010 г юридическая процедура объединения двух компаний не
была завершена.
Исследование ставило задачей выяснить эффективность работы
юридических служб отдельных крупнейших компаний не "на потоке"
суброгационных дел, а по отдельным разбирательствам между юридическими
лицами, что подразумевает более высокий уровень подготовки сторон, чем в
спорах с физлицами.
Один из важнейших выводов исследования заключается в том, что
автокаско не только "локомотив" рынка страхования, но и явный груз для
судебной системы. Из 977 дел, рассмотренных в исследовании, 540*
относится к требованиям по договорам автокаско. Таким образом, даже с
клиентами - юридическими лицами страховщики в основной массе судятся не
"по заводам и пароходам", а по автомобилям. Примечательно, что по числу
действовавших договоров с юридическими лицами в 2010 г лидером /если
исключить ОСАГО/ являлось не автокаско, а страхование имущества. Так с
юридическими лицами действовало 483,5 тыс договоров автокаско, в то
время как число договоров страхования имущества превысило 499 тыс
договоров. Таким образом, превалирование исков по автострахованию может
свидетельствовать о конфликтности правил страхования, которые используют
страховщики в своей работе. Стоит также отметить, что на данную
ситуацию повлияла и сложившаяся в последние годы практика страховых
компаний, которые по полной программе пользовались возможностью изменять
правила страхования в уведомительном порядке без согласования со
страховым надзором.
Между тем, крупных исков, с объемом требований более 10 млн руб,
было зарегистрировано не так много. Например у "СОГАЗа" – крупнейший иск
в прошлом году был от эстонского судовладельца Vikerkaar Transport OU с
объемом требований на 132 млн руб. По большей же части, в арбитражных
судах, иски объемом от 500 тыс руб до 5 млн руб уже можно было отнести к
крупным.
Среди других крупных исков можно отметить иск к "РЕСО-Гарантии" от
ООО "Хроно-С" по страхованию имущества на 9,3 млн руб, к "РОСНО" от ИП
Третьякова на 11 млн руб, к "Согласию" от ОАО "Дальневосточная
энергетическая компания" на 14 млн руб /остался неудовлетворенным/, к
"Группе Ренессанс страхование" от ООО "Кедр" на 18,98 млн руб.
В рамках проведенной работы все оцениваемые компании были разбиты
на три группы по двум параметрам: по соотношению проигранных исков к
заявленным, а также по доле истребованных со страховой компании через
суд средств. В первом случае, наибольшую эффективность
продемонстрировала СК "Согласие", у которой показатель проигранных дел
составил "всего" 51,2 проц от рассмотренных в прошлом году судами. Стоит
также отметить, что лидер рейтинга оказался единственным страховщиком,
который прокомментировал результаты работы своей юридической службы.
"Роль правовой службы страховой компании увеличивается в прямой
зависимости от увеличения объемов работы и спектра деятельности самой
компании, так как неизбежно увеличивается и рисковая претензионно -
исковая составляющая, которая ложится на плечи юристов страховщика. Не
является исключением и работа правового управления СК "Согласие",
поскольку рост оборотов компании в последнее время является
значительным. По итогам минувшего года можно сделать вывод, что в
производстве правового управления наблюдается увеличение показателей по
количеству дел и средней сумме претензионно – исковых требований.
Эффективность работы правового управления подтверждается результатами
рассмотрения крупных споров с участием компании. Так, по ситуации на
01.03.2011 г. более 50 проц таких страховых споров /не включая
суброгационную работу/ с участием компании в первой инстанции разрешены в
пользу страховщика. При этом, подавляющая часть решений была оставлена в
силе вышестоящими инстанциями", - говорится в комментарии "Согласия".
Наиболее печальные результаты работ юридических служб
продемонстрировали следующие компании: "Цюрих" /проигравший три из
четырех заявленных исков/, "Ингосстрах" /75,81 проц/, "СОГАЗ" /76,67
проц/, СГ "МСК" /77,78 проц/, "Спасские ворота" /80 проц/, "Ростра"
/88,46 проц/ и СК "МАКС" /89,74 проц проигранных дел/.
Стоит отметить, что компании "Спасские ворота" /с которой взыскано
78,69 проц заявленных суду требований/, "Ростра" /78,69 проц/, "МАКС"
/89,74 проц/ а также присоединившееся к ним "РОСНО" /88,46 проц/,
являются лидерами по числу истребованных с них по суду средств. И если
ситуация по "Спасским воротам" и "Ростре" может быть объяснена некой
потерей качества менеджмента в связи с происходящими в компаниях
пертурбациями, то в случае двух других страховщиков – "РОСНО" и "МАКС"
такой высокий уровень взысканных средств можно объяснить лишь высокой
долей договоров автострахования в портфеле.
Ренкинг страховщиков по доле выигранных истцами исков
Согласие |
41 |
21 |
51,22% |
Ренессанс страхование |
44 |
28 |
63,64% |
ВСК |
177 |
117 |
66,10% |
Росгосстрах |
54 |
36 |
66,67% |
РЕСО-Гарантия |
19 |
13 |
68,42% |
АльфаСтрахование |
54 |
37 |
68,52% |
ЖАСО |
39 |
27 |
69,23% |
Капитал Страхование |
20 |
14 |
70,00% |
Югория |
89 |
63 |
70,79% |
УралСиб |
49 |
35 |
71,43% |
РОСНО |
37 |
27 |
72,97% |
Цюрих |
72 |
54 |
75,00% |
Ингосстрах |
62 |
47 |
75,81% |
СОГАЗ |
90 |
69 |
76,67% |
СГ МСК |
45 |
35 |
77,78% |
Спасские ворота |
20 |
16 |
80,00% |
Ростра |
26 |
23 |
88,46% |
МАКС |
39 |
35 |
89,74% |
Отдельно стоит отметить, очень высокий уровень претензий со стороны
клиентов к ВСК. К компании было подано более 18 проц от общего числа
исков к крупнейшим страховщикам. При этом по показателям эффективности
работы юридических служб страховщик входит в тройку лучших. Скорее
всего, компания недостаточно хорошо информирует своих клиентов об
условиях страхования, что в конечном итоге приводит к конфликту сторон,
который разрешается в суде.
Ренкинг страховщиков по доле взысканных средств
Росгосстрах |
213351 |
49038 |
22,98% |
Капитал Страхование |
13734 |
3499 |
25,48% |
ВСК |
303394 |
87741 |
28,92% |
АльфаСтрахование |
117367 |
50467 |
43,00% |
Цюрих |
17897 |
8801 |
49,18% |
Ингосстрах |
56167 |
28710 |
51,12% |
СГ МСК |
54954 |
28488 |
51,84% |
Ренессанс страхование |
70027 |
36942 |
52,75% |
УралСиб |
61780 |
34368 |
55,63% |
Согласие |
142318 |
85316 |
59,95% |
ЖАСО |
15242 |
9431 |
61,88% |
СОГАЗ |
275982 |
174974 |
63,40% |
Югория |
130274 |
87429 |
67,11% |
РЕСО-Гарантия |
18554 |
13305 |
71,71% |
Спасские ворота |
7703 |
5712 |
74,15% |
Ростра |
45132 |
35516 |
78,69% |
РОСНО |
99915 |
85080 |
85,15% |
МАКС |
42534 |
39804 |
93,58% |
Также нельзя не рассмотреть и лидеров по абсолютной сумме
заявленных требований. Лидерами несомненно являются "ВСК" и "СОГАЗ", чьи
клиенты попросили вернуть страховщиков 303,394 млн руб и 275,982 млн
руб, соответственно. Получили, правда, они значительно меньше: 87,741
млн руб и 174,974 млн руб. На третьем месте разместился "Росгосстрах", к
которому предъявили исков на 213,351 млн руб, а взыскали лишь 49 млн
руб. В данном случае стоит отметить эффективность юридической службы
страховщика, чьи сотрудники проиграли "лишь" 66,67 проц, что впрочем не
помешало компании занять четвертое место среди перечисленных в первой
таблице страховых компаний.
"Основные причины возрастающего количества обращений корпоративных
клиентов в арбитражные суды – это необоснованные отказы, снижение
размера выплат и затягивание рассмотрения страховых случаев", - говорит
глава фирмы "Главстрахконтроль" Николай Тюрников. По его оценке,
страховщики не доплачивают по признанным страховым случаям от 30 до 70
проц, а также увеличивают сроки рассмотрения страховых случаев – в
среднем /по сложным убыткам/ с вполне достаточных 2 месяцев до 6-8, т.е.
в 3-4 раза.
Можно с уверенностью прогнозировать, что в 2011 г возрастет как
количество страховых исков, так и сумма взыскиваемых со страховщиков
средств. Так, только к компании "АльфаСтрахование" в конце 2010 г –
начале 2011 г были поданы несколько крупных исков. В частности, "ФСК
ЕЭС" просило взыскать со страховщика 499 млн руб по аварии на Чагинской
подстанции в 2008 г /суд первой инстанции удовлетворил иск в полном
объеме, и почти 110 млн руб за аварию на подстанции "Пыть-Ях". В марте
было суд утвердил мировое соглашение между Лебединским ГОКом и
страховщиком по спору о взыскании 857,6 млн руб.
Возможно, в 2011 г будет вынесено судебное решение по спору
"СОГАЗа" и "Газпром добыча Астрахань" о взыскании со страховщика более
107 млн руб.
"В том, что 2011 г станет годом резкого роста страховых споров,
рассматриваемых арбитражными судами, у меня сомнений нет. Очевидно, что в
тяжелый для всех 2009 г, чуть менее тяжелый 2010 г, очень многие
страховые компании работали над уменьшением расходов, в том числе, за
счет сокращения выплат и отказов клиентам", - отмечает Н.Тюрников.
Кроме того, можно отметить и тенденцию укрупнения объемов исков,
прослеживающуюся в 2011 г. Например, согласно статистике
"ГлавСтрахКонтроля", средний размер заявленных компанией исковых
требований по корпоративным клиентам составляет 34,6 млн руб.
"Но подобная тенденция не должна продлиться долго. Мой прогноз – с
2013 г страховщики опять "повернутся лицом" к своим корпоративным
клиентам, которые к тому моменту изрядно в них разочаруются, и заново
начнут выстраивать цивилизованные отношения", - уверен руководитель
"ГлавСтрахКонтроля".
* - в расчет не бралась СК "Ростра" по которой не представлены подробные данные в системе баз данных судов.
Ознакомится с общим массивом данных по искам можно на сайте "Право.ру".
Источник
|