Помимо падения спроса на страхование со стороны физических лиц,
страховщики в текущем году почувствовали на себе и существенное
уменьшение спроса на страховые услуги со стороны корпоративных клиентов
– юридических лиц: прирост объёма премии, например, по огневому
страхованию, составил всего 3,4 проц в 1 п/г 2009 г. по сравнению с 1
п/г 2008 г.*
Ситуация в корпоративном огневом страховании
зависит, во-первых, от того, насколько сильно кризис ударил по отрасли
экономики, к которой относится предприятие – корпоративный клиент
страховщика и, во-вторых, от того, как сильно "обмелел" канал продаж
соответствующего вида корпоративного страхования. Как мы и предполагали
ранее /см. обзор "Особенности развития каналов продаж в корпоративном
страховании"/, доля канала "Страховые конкурсы и тендеры" /по
привлеченной премии/ с развитием кризиса в страховой отрасли выросла:
из канала "Кэптивные продажи" объёмы кэптивного страхования от мелких и
средних страховщиков "перетекли" в канал "Страховые конкурсы и
тендеры". Но именно кризис обнажил и проблемные зоны данного канала
продаж, — демпинг, нарушение антимонопольного законодательства и
коррупция.
Больше чем половина страховщиков, представленных в
табл. 1, продемонстрировали отрицательную или близкую к нулю динамику
премии из-за того, что по разным причинам не самым активным образом
использовали канал продаж "Страховые конкурсы и тендеры". Более того,
ряд компаний, показавших положительную динамику премии в избранном
сегменте, принципиально не используют данный канал из-за его
коррумпированности и ставших обычной практикой демпинговых тарифов.
Таблица 1. Выборка страховщиков по страхованию имущества юр. лиц от огня и других опасностей. Источник: "Эксперт РА".
Группа Согаз |
4 777 846 |
3 106 311 |
53,8 проц |
Группа АльфаСтрахование |
3 076 567 |
2 741 857 |
12,2 проц |
РОСНО |
2 799 130 |
2 236 772 |
25,1 проц |
Страховая группа Капитал |
2 694 532 |
2 931 790 |
-8,1 проц |
Группа Ингосстрах |
2 422 518 |
2 377 230 |
1,9 проц |
Система Росгосстраха |
1 515 405 |
1 595 434 |
-5,0 проц |
РЕСО-Гарантия |
1 266 790 |
1 133 207 |
11,8 проц |
Страховой дом ВСК |
1 087 279 |
1 299 169 |
-16,3 проц |
Согласие |
867 077 |
1 479 613 |
-41,4 проц |
Группа компаний МАКС |
574 128 |
393 375 |
45,9 проц |
Национальная Страховая Группа |
568 961 |
624 171 |
-8,8 проц |
Группа Ренессанс |
513 084 |
186 769 |
174,7 проц |
Чартис |
380 127 |
413 958 |
-8,2 проц |
Русский Страховой Центр |
306 984 |
190 211 |
61,4 проц |
ЭНЕРГОГАРАНТ |
248 118 |
367 166 |
-32,4 проц |
Гута Страхование |
241 547 |
232 954 |
3,7 проц |
ОСАО Россия |
229 165 |
50 990 |
349,4 проц |
Альянс |
224 549 |
112 530 |
99,5 проц |
ВТБ Страхование |
214 975 |
122 981 |
74,8 проц |
Страховая группа УралСиб |
202 191 |
252 152 |
-19,8 проц |
Сургутнефтегаз |
139 857 |
245 578 |
-43,0 проц |
Несмотря
на имеющиеся в корпоративном страховании иные каналы продаж, способы и
подходы к поиску клиентов, по нашим прогнозам, доля премии,
привлеченной через канал "Страховые конкурсы и тендеры" составит в
посткризисный период не менее 25 проц. Факторами "углубления" канала
являются:
— проактивное участие в тендерах и страховых
конкурсах для каждого страховщика, предусматривающее не столько участие
во всех конкурсах, сколько упреждающий, взвешенный подход к выгодным
для компании рискам;
— сегментация тендеров и конкурсов по интересным для каждого страховщика объектам и видам страхования;
—
профессиональный подход к андеррайтингу, определение минимальных премий
и рассрочек на подготовительном этапе для того, чтобы иметь возможность
/при необходимости и наличии интереса/ предложить лучшие для
страхователей условия;
— здоровая и честная конкуренция в тех
тендерах, где уже сложились традиционные участники: сострахование,
пулы, распределение объектов страхования по нескольким страховщикам;
— аналитическая работа по конкурсам, тендерам и государственным закупкам.
Хотя,
как заверяют нас современные математические модели рыночной экономики,
все участники открытого рынка честными быть не могут.
* По данным рейтингового агентства "Эксперт РА" по выборке страховых компаний, участвующих в проекте "Панорама страхования".
Илья Богданов - обозреватель "Страхования"
http://ins.prime-tass.ru/news/press/%7BBE9A725B-7329-4BA7-93D6-1096134986D7%7D.uif
|